Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Место проведения: г. Москва Организатор: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Конференция посвящена обсуждению комплекса проблем (теоретического и практического плана), связанного с ключевыми компетенциями понимания текста (научного, художественного, учебного): измерение компетенций (психолингвистический аспект), тестирование (методический аспект), глубина понимания текста (уровни глубины понимания текста), способность обобщать прочитанное, когнитивные проблемы вербального интеллекта. Цель проведения конференции: выработка практических рекомендаций по работе с текстами в курсе РКИ.
E-mail: vladimir@4unet.ru (организатор и руководитель проекта Владимир Николаевич Базылев).