Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 03.03.1899 в Елизаветграде (Узбекистан). Учился на юридическом факультете Новороссийского университета. Начал печататься в 1918. С 1922 жил в Москве, работал в газете «Гудок» (1923-29), выступая со стихотворными фельетонами под псевдонимом «Зубило». В 1924 написал роман-сказку «Три толстяка» (одноимённый фильм в 1967). Роман «Зависть» сделал известным имя Олеши-романиста. В 1931 вышел сборник «Вишнёвая косточка», объединивший рассказы разных лет, а на сцене Театра им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера пьесы «Список благодеяний». В 1934 закончил кинопьесу «Строгий юноша». Выступал со статьями на литературные темы, с очерками, воспоминаниями. В 1958 Театр им. Евг. Вахтангова поставил его инсценировку романа Достоевского «Идиот». После смерти Олеши вышла его книга «Ни дня без строчки» (1961).