Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Роль графа Воронцова в жизни Пушкина осветили в Усть-Каменогорске
17.02.2015
4 февраля 2015 года состоялась очередная встреча любителей русской истории и литературы с профессором Николаем Плахотиным в поэтической гостиной Восточно-Казахстанского музея искусств. Присутствовали на мероприятии двадцать человек.
Н. Д. Плахотин, руководитель Русского центра в Усть-Каменогорске, представил вниманию слушателей лекцию «М. С. Воронцов в жизни А. С. Пушкина», в которой раскрыл суть конфликта этих выдающихся личностей через освещение биографии Михаила Семёновича Воронцова.
Тема лекции так заинтересовала слушателей, что многие из них пожелали продолжить её на следующей встрече и сердечно благодарили лектора за интересный рассказ. В числе выступающих были А. И. Егоров, писатель; З. И. Смирнова, специалист музея; Н. С. Матвеева, поэтесса, и И. И. Борискин, пенсионер, бывший металлург.
После обсуждения лекции З. И. Смирнова представила выставку картин местного художника Сергея Елисеева (инвалида детства) и продемонстрировала видеофильм о нём. Не имея возможности по причине болезни рисовать руками, Сергей с помощью родителей смог смастерить себе приспособление из пробок и резинок, позволяющее ему удерживать кисть во рту зубами, и таким способом создавать великолепные пейзажи и натюрморты.
Всех присутствующих поразило мужество сорокалетнего самобытного живописца. Взволнованные увиденным, зрители назвали этот феномен самоотверженной преданности искусству чудом!
Л. П. Рифель, сотрудник Госархива ВКО, сказала о необходимости показа этой выставки и видеофильма не только взрослым, но и детям, дабы этим примером гражданского подвига пробуждать в людях сердечность, сочувствие и доброту — те человеческие качества, которые, к сожалению, в наше время стали большой редкостью.
Т. А. Колесникова, врач, ныне пенсионерка, изъявила желание подарить Сергею Елисееву альбомы по изобразительному искусству из своей коллекции и предложила создать фонд художника для благотворительных взносов с целью поддержки его здоровья и творчества. Данное предложение единодушно поддержали все присутствующие.