Главная
О журнале
Аспирантский вестник
Преподаем русский язык
Учим русский язык
Страноведение
Отзывы
Реклама
Форум
English
Подписка

 

  Журнал

 

Просмотр выпуска  

Другие выпуски:

Показать...


ВЫПУСК №1 2016 г.
Архив номеров...
   

 

  Анонсы статей

 

Читайте в следующем номере:


Межкультурная коммуникация: направления и перспективы
«Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.

Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.

Подробнее...

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Поиск по сайту

Главная Страноведение Россия - XXI век

Волга: портрет реки

 


Волга: портрет реки
В России так много рек, что, если вытянуть их друг за другом, получится лента длиной около 3 млн километров. В самом сердце Русской земли зарождаются великие ее реки – Волга, Днепр и Западная Двина – и расходятся в разные стороны. У каждой из них – свой путь, своя судьба. Западная Двина течет на северо-запад, к Балтийскому морю, Днепр – на юг, к Черному морю, а Волга устремляется на восток, где над Россией восходит солнце. Долго течет она в этом направлении, но у подножия Уральских гор резко поворачивает и несет свои воды на юг, к самому большому озеру в мире – Каспийскому морю. Издавна называли Волгу народной красавицей, матушкой-кормилицей. Земли, по которым течет Волга, связаны с историческими событиями, начиная от древнейших времен и кончая современной эпохой. Сказочные богатства Волжского бассейна – леса, плодородная земля, полезные ископаемые, обилие рыбы, диких зверей и птиц – с незапамятных времен привлекали многие народы. На протяжении веков на берегах Волги и ее притоков один за другим поднимались города и села, а в центре возникла Москва – столица Русского государства.

Волга берет свое начало в центре Валдайской возвышенности и на пути к морю благодаря многочисленным притокам превращается в могучую реку, самую большую во всей Европе. Красавица река проходит мимо больших и малых городов, щедро наполняет водой каналы, поит бесчисленные фабрики и заводы; раскинувшись морями, заставляет работать мощные гидроэлектростанции. Днем и ночью плывут по реке пароходы, катера, баржи, плоты, и нет им конца и края.

Волга – типичная равнинная река, ее протяженность 3700 километров. Зимой Волга замерзает, а весной оттаивает и разливается. Если зимой снега было много, река может выйти из берегов и затопить прибрежные города, села, луга. Но в последнее время чаще наблюдались периоды, когда воды было мало, и тогда Волга сильно мелела летом. Ее обмеление во второй половине прошлого века приняло катастрофический характер. Дошло до того, что Волгу стали считать умирающей рекой. Выше Нижнего Новгорода даже перестали ходить суда. Для предотвращения катастрофических последствий требовалось преобразовать волжскую систему.

К сожалению, Волга не имеет выхода в океан, а впадает во внутреннее море. Это обстоятельство издавна доставляло большие неудобства русским людям, общавшимся с другими, соседними, народами. Особенно недовольны были купцы, которых всегда привлекал оживленный причерноморский рынок, где можно было выгодно продавать свои товары и покупать зарубежные. Часть пути товары приходилось переправлять по суше от одной судоходной реки к другой. Машин тогда, естественно, не было, и все перевозили на лошадях и быках. Таким образом, давно назрела необходимость соединить Волгу с Доном. Эта проблема занимала умы инженеров и политиков в течение нескольких столетий.

Любопытно, что первую попытку осуществить соединение великих рек предприняли... турки. Это звучит как исторический парадокс, но так оно и было в действительности. Турецкий султан Селим II решил отобрать у русских Астрахань, присоединенную к Руси в 1556 году. Для этого он задумал перебросить боевые корабли, тяжелые пушки и войска водным путем – по Дону и Волге. В месте волока между реками он приказал сделать прокоп. В 1568 году многочисленное войско султана прибыло в район междуречья. Турки сразу начали копать канал. Однако задача оказалась непосильной: от изнурительного труда (работы производились вручную) и голода множество людей гибло. Иван Грозный послал к месту работы большое войско. Но турки еще ранее бежали с Русской земли. Бесполезно вырытый ими ров сохранился до нашего времени и известен как «Турецкая канава».

Проблемой соединения Волги и Дона занимался и Петр I. Он задумал соединить Волгу с Доном так, чтобы суда могли беспрепятственно проходить из моря в реку, из одной реки в другую. Волга была соединена с Доном через Иваньковское озеро и реку Упу. Но в связи с политическими событиями того времени канал не использовался, а потому пришел в запустение.

Более полутора столетий тому назад, в 1810 году, было закончено строительство водного пути, соединившего бассейны рек Волги и Невы. На нем было 39 деревянных шлюзов небольших размеров. Построенная при помощи топора и лопаты, эта система верно служила на протяжении долгого времени, но в конце концов перестала удовлетворять требованиям современного судоходства.

Проект «Большая Волга» стал претворяться в жизнь с того момента, когда приступили к строительству канала имени Москвы. Весной 1937 года Волгу перекрыли плотиной и возникло Московское «море», затем построили одну за другой Иваньковскую, Угличскую и Рыбинскую ГЭС. Когда в мае 1945 года страна праздновала победу над фашизмом, появилось Рыбинское «море». В то время это был самый большой в мире искусственный водоем.

В 1950 году начался штурм Волги у Жигулей. Ожили тихие места, овеянные романтикой древних легенд и прославленные в песнях русского народа. Через восемь лет здесь возникла Волжская ГЭС мощностью в 2,3 млн киловатт. Водохранилище у Волжской ГЭС огромно – около 6 тысяч квадратных километров. Это пока крупнейший искусственный водоем в мире, собирающий воду с территории, на которой вполне смогли бы разместиться несколько европейских стран. Весь комплекс сооружений на Волге получил название Волжско-Камского каскада.

Но это было лишь частью плана преобразования. В 1948–1952 годах Волгу соединили с Доном. Здесь возник канал Волго-Дон – подлинное чудо инженерной мысли. Волго-Дон соединил 30 тыс. километров судоходных рек Волжского и Северо-Западного бассейнов с 13 тыс. километров донских и днепровских водных путей. Волга получила выход к южным морям.

Но были еще нужны выходы к северным морям – удобные и доступные для больших современных судов. Поэтому на месте устаревшей системы была создана новая большая «голубая дорога» Волго-Балт – Волго-Балтийский водный путь длиной в 360 километров. Вместо малых шлюзов здесь было устроено 7 новых с несколькими гидростанциями. В 1964 году из Волги в Балтику по нему впервые прошли большие суда и теплоходы.

(По А. Муранову)


По книге А.К. Перевозникова «Россия: страна и люди. Лингвострановедение: Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный» (М., 2006).


 

 

 
Новости сайта
Все новости сайта
23.03.2016
Вышел 1-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2016 год

Подробнее...

02.03.2016
Приглашаем авторов к сотрудничеству

Подробнее...

02.02.2016
Вышел 6-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

15.12.2015
Вышел 5-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

26.10.2015
Вышел 4-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...


 

 
Вход на сайт
 
Напомнить пароль
Регистрация | А для чего?

Зарегистрированных
посетителей: 23473

 

 
Мероприятия

 

 
Обратная связь
  Редакция:
Тел: +7(495) 336-66-47
editor@pushkin.edu.ru

Подписка:
+7 (499) 277-11-12
+7 (499) 267-40-10
8-800-200-11-12
(звонок из любого региона России бесплатный)
podpiska@vedomost.ru

Реклама:
Тел: +7(495) 228-24-08, 267-85-66
reklama@russianedu.ru

Работа портала:
info@russianedu.ru

 

 
Наши партнеры
Наши баннеры



Культура письменной речи. Помощь всем