Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 3 по 5 сентября 2015 г. в Ростове-на-Дону состоялся Всероссийский студенческий форум, организаторами которого выступили Министерство образования и науки РФ, правительство Ростовской области, Южный федеральный университет. Одним из ключевых событий форума стал финал конкурсного отбора для участия в программе «Послы русского языка в мире» – международного волонтерского проекта Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Участниками форума стали 150 финалистов программы, которые прошли первый (заочный) этап отбора. Целью программы является продвижение русского языка и российской культуры во всем мире силами молодых волонтеров.