Главная
О журнале
Аспирантский вестник
Преподаем русский язык
Учим русский язык
Страноведение
Отзывы
Реклама
Форум
English
Подписка

 

  Журнал

 

Просмотр выпуска  

Другие выпуски:

Показать...


ВЫПУСК №1 2016 г.
Архив номеров...
   

 

  Анонсы статей

 

Читайте в следующем номере:


Межкультурная коммуникация: направления и перспективы
«Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.

Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.

Подробнее...

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Поиск по сайту

Главная Страноведение Россия - XXI век

В помощь преподавателям

 


В помощь преподавателям
СТРАНОВЕДЕНИЕ


По материалам пособия для начального этапа обучения:
Страноведение России: Учебно-методические материалы / Е.Н. Чернышева, И.А. Третьякова. ГосИРЯ им. А.С. Пушкина. М., 2005.


Введение


Задание 1. Чтобы лучше понять содержание текста, который вам предстоит прочитать, выполните следующие задания:
    а) постарайтесь понять значение новых слов и словосочетаний, используя следующие объяснения:
этнография – наука, изучающая состав, происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа;
география – наука о земле, природных условиях, ресурсах;
социология – наука, изучающая общество;
перемена – изменение, поворот к чему-нибудь новому;
лексика – словарный состав языка;
актуальный – важный; сегодня эта тема актуальна;
    б) определите значение следующих слов по словарю:
планета;
разносторонний;
репрессии;
попытаться – пытаться;
взаимопонимание – взаимное понимание (понимать).



Задание 2. Прочитайте текст.

Вы приехали в Россию. Перед вами стоит трудная задача – узнать эту страну, познакомиться с ней поближе, понять ее непростую судьбу. С чего начать путешествие по «планете» Россия? Ответ очень простой. Конечно, с курса страноведения. Ведь он тесно связан с другими науками, такими, как история, этнография, география, история культуры, социология, экономика и др. А это значит, что вы на первом этапе обучения сможете получить такого разностороннего помощника. С его помощью вы познакомитесь с современной Россией, с жизнью её народа, поймёте, какие сложные проблемы стоят перед ней.

В конце ХХ столетия для России в который уже раз наступили нелёгкие годы перемен. Но Россия изменялась постоянно. Её экономика уже переживала и волны подъёмов, и спады кризисов. Менялся состав населения. Только в ХХ веке его численность не раз сокращалась из-за мировых войн, репрессий, а потом снова возрастала. Изменения коснулись и политической системы российского общества. Поэтому задача предмета – дать вам не только картину жизни современной России, представления о её природе, народе, хозяйстве и культуре, но и показать пути развития страны, рассказать о главных направлениях происходящих перемен.

И, конечно, страноведение поможет вам в изучении русского языка, познакомит вас с новой лексикой, с незнакомыми понятиями.

Темы курса страноведения – это маленькие окошки, через которые вы сможете заглянуть в прошлое и настоящее России. А может быть, вам захочется не только просто смотреть в окошки, но и попытаться войти в этот огромный мир, имя которому Россия. И войдя в него, вы сможете сравнить жизнь россиян с жизнью своего народа. И вполне вероятно, что это будет первым шагом на пути взаимопонимания между нашими странами.

Читайте газеты, слушайте радио, смотрите телевизионные передачи – это поможет вам получить актуальную страноведческую информацию. А музеи и экскурсии помогут вам еще глубже понять нашу страну.

В добрый путь по курсу страноведения!


Задание 3. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какой учебный предмет поможет вам лучше узнать Россию?
2. С какими науками связан курс страноведения?
3. В чем состоит главная задача страноведения?
4. Поможет ли вам страноведение в изучении русского языка?


Задание 4. Закончите следующие предложения:

1. Курс страноведения тесно связан
2. Задача предмета
3. Страноведение поможет вам


Задание 5. Самостоятельная работа. Составьте рассказ о своем первом впечатлении от России.

1. Что вас удивило?
2. Что вам понравилось?
3. Какие трудности вы встретили в России?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общие сведения о России

Площадь – 17 075 тыс. кв.км.
Наибольшая протяженность территории – с запада на восток 9 тыс. км; с севера на юг – 2,5 – 4 тыс. км.
Протяженность границ – 60 932 км, в том числе морских – 38 807 км.
Самая протяженная граница – с Казахстаном – 7 599 км.
Самая короткая граница – с КНДР 39 км.
Самое глубокое море у берегов России – Берингово (максимальная глубина – 5 500 м)
Самое мелкое море у берегов России – Азовское ( максимальная глубина – 15 м).
Самое холодное море – Восточно-Сибирское
Самый большой полуостров – Таймыр (площадь – 400 тыс. кв. км).
Самый большой остров – Сахалин (площадь – 76,4 тыс. кв. км).
Самая большая равнина – Западно-Сибирская (площадь – около 3 млн кв. км).
Самая длинная горная система – Урал (2 100 км).
Самая высокая вершина – г. Эльбрус на Кавказе (5 642 м).
Самое глубокое озеро – Байкал (максимальная глубина – 1 637 м.).
Самая длинная река – Обь с Иртышем (общая длина – 5 410 км).
Самая низкая температура воздуха зафиксирована в Оймяконе (Якутия) – (-71С).
Самое распространенное дерево России – лиственница.
Самое распространенное лиственное дерево России– береза. В России растет 40 видов берез. Береза стала символом России.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Россия на карте мира


Задание 1. Чтобы лучше понять содержание текста, который вам предстоит прочитать, выполните следующие задания:
    а) постарайтесь понять значение новых слов и словосочетаний, используя следующие объяснения:
граничить – иметь общую границу. Россия граничит с Монголией;
охватывать (охватить) – включить в круг чего-н.;
омывать – о водных пространствах: окружать собой. Границы страны омывают моря и океаны;
равнина – ровная, без возвышенностей земля;
климат – многолетний режим погоды в какой-нибудь местности;
континент – материк; континентальный (прил.) климат;
тайга – дикий хвойный лес;
плодородный – способный производить богатую растительность, давать хороший урожай;
почва – верхний слой Земли;
пастбище – место, где кормятся (пасутся) животные;
    б) определите значение следующих слов по словарю:
рельеф;
возвышенность;
плоскогорье;
горы;
болото;
мерзлота (вечная);
тундра;
степь;
полезные ископаемые.



Задание 2. Прочитайте текст.

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА


Россия – самое большое по площади государство мира. Ее площадь составляет 17,1 млн кв. км, что составляет 76% территории бывшего СССР.

Россия занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию. Граница между этими частями проходит по Уральским горам.

По территории России проходит 11 часовых поясов. Разница во времени между западной и восточной точками страны составляет 10 часов. Поэтому, когда в Москве еще только готовятся встретить Новый год, жители Дальнего Востока его уже встретили.

С севера территория страны омывается водами шести морей Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское), с востока – тремя морями Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское), с запада и юго-запада – тремя морями Атлантического океана (Балтийское, Черное и Азовское).

Россия граничит с 16 государствами, причем на суше она имеет границу с 14 странами. На западе – это Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь и Украина. На юге граничит с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой. На востоке имеет морскую границу с Японией и США.

Россия – страна обширных равнин. Европейская часть ее расположена на Восточно-Европейской, или Русской, равнине с небольшими возвышенностями, а за Уралом начинается совершенно плоская Западно-Сибирская равнина. Невысоко и Среднесибирское плоскогорье, расположенное между реками Енисей и Лена. И только на юге и северо-востоке Сибири поднимаются горы.

Климат в России в целом умеренный и континентальный. Но если двигаться на восток, то климат становится холоднее и называется уже по-другому – резко континентальным. На севере, в Сибири и на северной половине Дальнего Востока, распространена вечная мерзлота. Она занимает площадь около 10 млн кв. км.

В России находится около 2 млн пресных и соленых озер. Самые большие – Байкал, Ладожское и Каспийское озеро-море, на берегах которого расположено несколько государств.

На территории страны насчитывается около 120 тыс. рек длиной более 10 км. Самые известные из них – Волга, Обь, Енисей, Лена и др. Основной получатель речных вод России – Северный Ледовитый океан.

На севере России располагается зона тундры и лесотундры. Треть территории России занимает лесная зона. На Русской равнине и юге Дальнего Востока растут смешанные леса, в Сибири распространены хвойные леса (тайга). На юге страны находится зона степей, полупустынь и пустынь.

Россия богата природными ресурсами. Среди полезных ископаемых газ, уголь, нефть, торф, руды цветных металлов, бокситы (из них получают алюминий), золото, алмазы, платина и др.

Плодородные почвы, луга и пастбища, лиственные и хвойные леса, охотничьи угодья – все это тоже богатства России.

Россия – одна из самых населенных стран мира. В настоящее время в стране насчитывается
145 млн 287 тыс. чел., в том числе мужчин – около 67,8 млн, женщин около 77,7 млн. Россия – многонациональная страна. В состав её населения входят около 160 различных национальностей, абсолютное большинство из которых составляют русские – около 80%. Народы, живущие в Российской Федерации, говорят на различных языках, но официальным языком, согласно Конституции РФ, считается русский язык.

В стране насчитывается свыше 1050 городов. Самыми большими из них являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Кемерово, Тюмень и др.

Самыми древними из них являются Великий Новгород, Владимир, Суздаль, Псков и др.

Сегодня в городах Российской Федерации проживает 73,3% от общего числа населения, 40% граждан живёт в городах с населением свыше 1 млн человек.

В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, одна автономная область, 10 автономных округов и два города федерального значения – Москва (население 10, 9 млн чел.) и Санкт-Петербург (4,6 млн чел.).


Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Что вы можете сказать о площади России?
2. С какими государствами граничит Россия? Назовите страны, с которыми Россия имеет самую маленькую и самую большую по протяженности границу.
3. Какие равнины есть в России?
4. Сколько озер в Российской Федерации? Назовите самые известные.
5. Какие российские реки вы знаете?
6. Какие полезные ископаемые находятся на территории Российской Федерации?
7. Назовите самые древние города России?
8. Какое дерево самое распространенное в России? Назовите дерево – символ страны.


Задание 4. Закончите следующие предложения:

1. Площадь России составляет .................
2. Россия занимает большую часть ............
3. Россия граничит с ...............................
4. Среди полезных ископаемых России ........
5. В состав Российской Федерации входит ...


Задание 5. Самостоятельная работа.

1. Попробуйте сравнить территорию России и своей страны. Что вы можете рассказать о каждой из них?
2. Что вы можете рассказать о климате в Москве? Какие были ваши первые впечатления о погоде в Москве?
3. Расскажите о влиянии географического положения на условия жизни населения России.
4. Используя приложение 1, составьте небольшой рассказ о России.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Экономика


Задание 1. Чтобы лучше понять содержание текста, который вам предстоит прочитать, выполните следующие задания:
    а) постарайтесь понять значение новых слов и словосочетаний, используя следующие объяснения:
крах – полная неудача, провал, банкротство;
либерализация цен – снятие государственных ограничений на цены;
приватизация – передача или продажа в частную собственность части государственной собственности;
производство (производитель кто? – производство чего?) – создание какой-либо продукции: производство одежды, обуви, промышленное производство;
дефицит – нехватка, недостаток чего-нибудь;
ваучер – ценная бумага, дающая право на участие в приватизации;
инвестировать – (сущ. инвестор) вложить деньги (капитал) в какое-нибудь предприятие;
    б) определите значение следующих слов по словарю:
шок;
терапия;
казна;
заморозить;
бремя (налоговое);
отпустить;
бюджет;
процветающий;
заём прил. займовый;
предприимчивость;
сектор.



Задание 2. Прочитайте текст.

ЭКОНОМИКА


Крах экономической системы социализма вызвал необходимость проведения в стране экономических реформ и постепенного перехода к рыночным отношениям. Для этого необходимо было провести либерализацию цен, приватизацию в промышленности и сельском хозяйстве; разработать новую налоговую политику.

Радикальные экономические реформы, получившие название «шоковая терапия», начались в январе 1992 года. Цены стали свободными и за год выросли на 2 400%. Обесценились вклады населения. Материальное положение большинства населения резко ухудшилось, и многие оказались за чертой бедности. И хотя магазины стали наполняться промышленными и продовольственными товарами, спрос на них резко падал из-за низкой покупательной способности большинства россиян.

В результате реформы примерно на 1/5 сократились национальный доход и промышленное производство. Экономика держалась за счёт отраслей, добывающих газ и нефть, увеличивая экспорт этих товаров.

В конце 1992 года населению выдали приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. (приблизительно 330 дол. в ценах 2004 года), которые можно было вкладывать в приватизируемые предприятия. Предполагалось, что таким путём будет создан широкий слой собственников, который станет основой среднего класса страны. Однако началась бесконтрольная скупка ваучеров по заниженным ценам коммерческими банками и отдельными состоятельными людьми. Большинству населения ваучеризация ничего не дала и не сделала людей процветающими собственниками. Не оправдались надежды государства и на доходы от приватизации. Из 250 тыс. предприятий в частную собственность перешло всего около 47 тыс. Доходы государства от приватизации составили более 150 млрд руб. Однако главная задача – достижение экономической стабильности – не была выполнена.

К середине 90-х годов экономическое положение продолжало ухудшаться. Объём инвестиций в народное хозяйство сократился на 40–60%. Страну покинули десятки тысяч учёных, специалистов, деятелей культуры. Внутренний долг вырос до 100 млрд руб., а внешний – до 150 млрд дол. США. Огромные масштабы приняло «бегство» российских капиталов за рубеж. Производство поразил кризис неплатежей, который возник из-за того, что у предприятий не хватало средств. Это привело к тому, что заводы, фабрики перестали платить налоги в бюджет, не рассчитывались друг с другом за полученные товары, задерживали зарплату своим работникам. Государство не знало, как быть с предприятиями-должниками: закрывать, продавать или помогать? К тому же государство само выпускало ценные бумаги – продавая их банкам, страна пополняла бюджет. Но в августе 1998 года правительство отказалось платить по долговым бумагам государства. Это взорвало всю финансовую систему. Разорились банки, которые вкладывали деньги не в производство, а в эти ценные бумаги. За считанные недели рубль относительно доллара подешевел втрое, цены резко поднялись вверх. Страна оказалась на грани полного банкротства. Экономические реформы 1992–1998 годов во многом обернулись крахом.

Потребовались немедленные преобразования в экономике, чтобы стабилизировать ситуацию в стране. Было ослаблено налоговое бремя: введен единый 13-процентный налог на доходы физических лиц и 24-процентный – на прибыль предприятий и организаций. Страна отказалась от внешних займов, начала выплачивать долги по международным обязательствам.

Особое внимание было уделено аграрному сектору России. Появились новые формы хозяйствования, была ликвидирована государственная монополия на землю, расширились права сельскохозяйственных предприятий. В 2001 году был принят Земельный кодекс, который должен был способствовать переходу к рыночным отношениям в аграрной сфере. Но тем не менее проблемы в этом секторе экономики остаются. Решение их – первоочередная задача правительства.


Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Почему в России начались рыночные реформы?
2. Что такое ваучерная приватизация?
3. Как проходили реформы 199–1996 годов?
4. Что означает термин «бегство капитала»?
5. Почему в августе 1998 года в стране произошел кризис?
6. Какие преобразования в экономике были проведены правительством в 1999–2000 годах?
7. Расскажите об итогах экономических реформ 90-х годов?


Задание 4. Закончите следующие предложения:

1. Крах экономической системы социализма вызвал необходимость
2. Радикальные экономические реформы начались
3. Приватизационные чеки (ваучеры) можно было вкладывать
4. Экономические реформы 1992–1998 гг. обернулись


Задание 5. Самостоятельная работа.

1. Расскажите, как вы понимаете термин «средний класс». Почему именно этот класс считается основой стабильности общества?
2. Поделитесь своими наблюдениями и впечатлениями от посещения магазинов, рынков. Существуют ли различия по ассортименту (наличию) товаров, их цене между Россией и вашей страной?
3. Что вы можете рассказать о людях, проживающих в России? Как они работают? Отличаются ли они предприимчивостью?


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Религия и церковь


Задание 1. Чтобы лучше понять содержание текста, который вам предстоит прочитать, выполните следующие задания:
    а) постарайтесь понять значение новых слов и словосочетаний, используя следующие объяснения:
вероисповедование = конфессия – религия, официальная принадлежность к одной из разновидностей религии. Православное вероисповедование;
многоконфессиональность = много конфессий;
православие – разновидность христианства, самостоятельное направление с XI века;
католичество – разновидность христианства. Центр католичества – Ватикан;
протестанизм – третья разновидность христианства; возник протестанизм в XVI веке;
ислам, или мусульманство – одна из мировых религий;
буддизм – древнейшая мировая религия, которая возникла в IV–V веках до н.э.;
иудаизм – религия, распространенная среди еврейского народа;
патриарх – глава, высший чин в русской православной церкви;
    б) определите значение следующих слов по словарю:
последователь;
монастырь;
духовность;
священнослужитель;
наследие.



Задание 2. Прочитайте текст.

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ


Особенностью исторического развития России можно считать многоконфессиональность. И это вполне объяснимо, учитывая огромную территорию Российского государства, на которой издавна жили многочисленные народы. В настоящее время в стране зарегистрировано около 70 различных религий и конфессий.

Наибольшее число верующих в России – православные. Это связано с историческим прошлым страны, когда в 988 году Русь приняла христианство по греческому образцу. Сегодня это направление представлено Русской православной церковью, которая насчитывает около 150 млн последователей. Основная их часть живёт в России. В Законе РФ «О свободе совести» говорится, что «государство признаёт особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважает христианство». Русской православной церкви (так же, как и другим конфессиям) возвращены сотни храмов и десятки монастырей, одновременно строится много новых церквей. Самый яркий пример – восстановление в центре Москвы разрушенного в 30-е годы храма Христа Спасителя.

В настоящее время Русская православная церковь имеет возможность для обучения священнослужителей в трех духовных академиях, 11 духовных семинариях, в 17 духовных училищах. В стране насчитывается около 250 монастырей.

Главой Русской Православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1961 года Русская православная церковь является членом Всемирного совета церквей.

Другое христианское направление в России – католичество, которое представлено Римско-католической церковью. В 1990 году были восстановлены дипломатические отношения с Ватиканом. Последователи этого направления живут преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге, в Сибири. Они объединены в религиозные общины, которых на территории современной России насчитывается около 300. Численность католиков составляет приблизительно полмиллиона человек.

Распространено в Российской Федерации и такое направление христианства, как протестантизм. В современной России действует несколько протестанских организаций, среди которых – лютеране, пятидесятники и другие. Считается, что на территории бывшего СССР активно действуют 29 протестанских движений, которые объединяют свыше одного миллиона верующих.

Второй (после православия) по численности религией в России является ислам. Численность мусульман – свыше 13 млн, что составляет 9% всего населения страны. Наиболее распространен ислам на Северном Кавказе, Урале, в Поволжье и в Сибири. Большая мусульманская диаспора проживает в Москве. Всего в стране насчитывается 3048 мусульманских религиозных организаций. Одним из старейших исламских центров является Центральное духовное управление мусульман России (глава – муфтий Талган Таджуддин).

Распространены в России и такие религии, как буддизм и иудаизм. По разным оценкам, в настоящее время насчитывается более 1 млн последователей буддизма, проживающих в основном в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Читинской, Иркутской областях.

Иудейская религия распространена среди 1 млн евреев, проживающих в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Еврейская община России представлена 197 религиозными организациями.

Итак, в современном российском обществе различные религии составляют важную часть исторического наследия народов России, и государство гарантирует каждому свободу вероисповедания.


Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Сколько религий в настоящее время насчитывается в России?
2. Какая самая распространенная религия в Российской Федерации?
3. Кто является главой Русской православной церкви?
4. С какого года Русская православная церковь является членом Всемирного совета церквей?
5. Какие еще направления христианства представлены в России?
6. Какая религия по численности занимает второе место в России?
7. Где проживают мусульмане России?
8. Какие еще религии представлены в России?


Задание 4. Закончите следующие предложения:

1. Особенностью исторического развития Российской Федерации считают .......
2. Наибольшее число верующих в России ..................................................
3. В Законе РФ «О свободе совести» говорится ...........................................
4. Главой Русской православной церкви является .......................................
5. Ислам является второй ......................................................................


Задание 5. Самостоятельная работа

1. Расскажите, какая религия получила распространение в вашей стране.
2. Какие храмы в России вам особенно запомнились и что вы о них можете рассказать?


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Художественная культура и наука


Задание 1. Чтобы лучше понять содержание текста, который вам предстоит прочитать, выполните следующие задания:
    а) постарайтесь понять значение новых слов и словосочетаний, используя следующие объяснения:
публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности;
публицист – писатель – автор публицистических произведений;
колоссальный – очень большой;
многоразовый – (много/раз) – используется много раз;
аттракцион – устройство для развлечения в местах отдыха (напр. качели, карусель);
демонстрировать – показать, обнаруживать;
    б) определите значение следующих слов по словарю:
цензура;
публиковать;
беспрепятственно;
космос, космическое пространство;
репертуар;
современник.



Задание 2. Прочитайте текст.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА


После распада Советского государства в начале 90-х годов жизнь российской культуры и науки сильно изменилась. Прежде всего, произошли глубокие и радикальные перемены во взаимоотношениях деятелей и организаций культуры с властью. Исчезли такие явления, как цензура и государственный контроль. Теперь каждый учёный мог беспрепятственно публиковать результаты своих работ и высказывать любые мнения. Открылись границы страны, и специалисты получили возможность свободно общаться с зарубежными коллегами.

Вместе с тем переход экономики на рыночные отношения сильно ограничил возможности государства по финансированию сферы культуры, науки и образования. Из-за недостатка средств были остановлены или сокращены крупнейшие научные программы, десятилетиями являвшиеся гордостью страны. Вот один из примеров. В 80-х годах на создание космического корабля многоразового использования «Буран» выделялась в год сумма, равная 0,6–0,7 млрд дол. США. Эта уникальная машина, полностью управляемая компьютерами, совершила полёт в космос и вернулась на землю, после чего её превратили в аттракцион в Парке культуры и отдыха в Москве.

Сокращение финансирования (с 1992 года в 20 раз ) привело к тому, что из вузов ушел каждый десятый, из академической науки – каждый четвертый ученый. Примерно 50 тыс. учёных уехали за рубеж. Подобная «утечка мозгов» происходила в России лишь после революции 1917 года.

Тем не менее потенциал у науки есть. В июле 2001 года Россия стала третьей в мире страной (после США и Японии), разработавшей суперкомпьютер, выполняющий 1 триллион операций в секунду. Это открывает перспективы для разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. В 2001 году Нобелевская премия в области физики была присуждена русскому ученому Ж.И. Алферову, а в 2003 году – В. Гинзбургу.

Колоссальные трудности переживала и переживает отечественная культура на рубеже ХХ и ХХI веков. Это и ухудшение материально-технического состояния театров, музеев, библиотек, и сокращение учреждений культуры, и уход уникальных специалистов из профессии. Но несмотря на все сложности и проблемы, отечественная культура не умерла. За 90-е годы в России открылись свыше 400 музеев, и сейчас их в стране больше двух тысяч. Государственных библиотек – около 150 000. В последние годы удвоилось количество театров. Сейчас их насчитывается около семисот.

В финансировании культуры принимают участие специально создаваемые благотворительные фонды, предприниматели. Например, московский музей-заповедник «Царицыно» восстановлен усилиями художника И. Глазунова. На деньги спонсоров проводятся кино- и телефестивали, конкурсы, выставки.

В 1990 году был принят Закон РФ о печати, который провозгласил свободу средств массовой информации (СМИ). В стране в больших количествах стали издаваться газеты и журналы разных политических направлений, на телевидении появились новые публицистические передачи. Лидером в распространении культурной информации является телеканал «Культура».

Изменилась и литературная жизнь страны. В Россию вернулись многие деятели советской культуры, которые покинули Родину в 70-е годы. Среди них – Нобелевский лауреат в области литературы А.И. Солженицын. Были опубликованы произведения писателей-эмигрантов: И. Бунина «Окаянные дни», А. Аверченко «Десять ножей в спину революции» и др. Огромный интерес вызывают публикации мемуаров, произведений выдающихся русских учёных-историков, таких, как Н. Карамзин, С. Татищев, Н. Костомаров, В. Ключевский и др.

Продолжает развиваться современное российское изобразительное искусство. Оно представлено самыми различными творческими направлениями. Большое внимание привлекает творчество художников И.С. Глазунова, А.М. Шилова, Н. Сафронова. Широко известны памятники скульптора В. Клыкова (памятник маршалу Жукову на Манежной площади Москвы), З. Церетели (архитектурный ансамбль на Поклонной горе), А.Н. Бурганова (фонтан «Принцесса Турандот» у театра Е.Вахтангова)

Русский кинематограф пополняется работами таких известных режиссеров, как Н.С. Михалков («Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»), П.Е. Тодоровский, («Военно-полевой роман»), Г. Панфилов («Романовы. Венценосная семья») и др.

Театральная жизнь России даже в годы перемен практически не затихала. Отличительной чертой театральной жизни стало значительное разнообразие репертуара. Всё также популярны Московский Художественный театр им. А.П. Чехова (руководитель О. Табаков), «Современник» (руководитель Г. Волчек), театр «Ленком» (руководитель М. Захаров), театр на Таганке (руководитель Ю. Любимов). Появились режиссеры новой театральной волны – П. Фоменко, К. Райкин, Р. Виктюк.

Не теряют своей популярности российская опера и балет (из 45 академических музыкальных театров – 15 приходится на театры оперы и балета). Наряду с всемирно известным Большим и Мариинским театрами, особую известность в последние годы получили московская Геликон опера, Новая опера под руководством Е. Колобова, Камерный театр под руководством Б. Покровского.

Российская культура и наука, несмотря на трудности, демонстрирует миру возрождение национального духа, национальной культуры и традиций.


Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Какие изменения произошли в культурной сфере за годы реформ?
2. Как кризис 80–90-х годов затронул российскую науку?
3. Почему многие российские ученые уехали работать за границу?
4. Что значит термин «утечка мозгов»?
5. Назовите российских Нобелевских лауреатов в области физики.
6. Какие изменения произошли в литературной жизни страны?
7. Каких скульпторов и художников вы знаете? Назовите их основные работы.
8. Что вы можете сказать о русском кинематографе? Назовите известных российских режиссеров.
9. Какие театры вы знаете?


Задание 4. Закончите следующие предложения:

1. Произошли глубокие перемены во взаимоотношениях ...
2. Закон о печати провозгласил ..................................
3. В 2001 году Россия стала третьей в мире страной, .......
4. Режиссеры новой театральной волны – .....................
5. Из 45 академических музыкальных театров ...............


Задание 5. Самостоятельная работа

1. Расскажите, какие театры в Москве вы посетили. Поделитесь своими впечатлениями от увиденного.
2. Какие российские художественные или публицистические фильмы вам удалось посмотреть? Что вы можете рассказать о своих впечатлениях после просмотра?


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рекомендуемая литература


Арутюнов С.А. У берегов Ледовитого океана. – М.: Русский язык, 1988.
Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. – М.: Астрель, 2000. – Гл. XV.
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. – М.: Просвещение , 2004.
Куракин Ю.Н. Древние московские монастыри. – М.: АСТ, 1999.
Поспеловский Л.В. Русская Православная церковь в истории Руси, России и СССР: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996.
Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М.: РОСМЭН, 2003.
Соколова З.П. На просторах Сибири. – М.: Русский язык, 1981.
Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география / Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1999.
Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.


 

 

 
Новости сайта
Все новости сайта
23.03.2016
Вышел 1-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2016 год

Подробнее...

02.03.2016
Приглашаем авторов к сотрудничеству

Подробнее...

02.02.2016
Вышел 6-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

15.12.2015
Вышел 5-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...

26.10.2015
Вышел 4-й номер журнала «Русский язык за рубежом» за 2015 год

Подробнее...


 

 
Вход на сайт
 
Напомнить пароль
Регистрация | А для чего?

Зарегистрированных
посетителей: 24128

 

 
Мероприятия

 

 
Обратная связь
  Редакция:
Тел: +7(495) 336-66-47
editor@pushkin.edu.ru

Подписка:
+7 (499) 277-11-12
+7 (499) 267-40-10
8-800-200-11-12
(звонок из любого региона России бесплатный)
podpiska@vedomost.ru

Реклама:
Тел: +7(495) 228-24-08, 267-85-66
reklama@russianedu.ru

Работа портала:
info@russianedu.ru

 

 
Наши партнеры
Наши баннеры



Культура письменной речи. Помощь всем