Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Распространение русского языка в мире и превращение его в язык межнационального и в один из языков международного общения существенно влияют на его изучение, прежде всего на методы изучения, поскольку с расширением функций языка в нем как в объекте исследования появляются новые стороны. Сюда нужно отнести в первую очередь интенсивное развитие международного сотрудничества с использованием русского языка в различных сферах социальной жизни, а также массовое преподавание его в школах, вузах и на курсах многих стран в качестве иностранного языка. Практическая значимость таких исследований подтверждается созданием в 1967 г. Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и ее деятельностью