Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
30 ноября в Русском центре при Педагогическом университете Хошимина состоялось тематическое занятие со студентами старших курсов, посвящённое 305-летию со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
Руководитель Русского центра рассказала молодым вьетнамцам о жизни и деятельности первого русского учёного-естествоиспытателя мирового значения. А затем показала документальный фильм «Звезда Ломоносова», созданный в 2008 году режиссёром Валентиной Владиславлевой.
Ребята узнали о малой родине Ломоносова – Холмогорах, где прошло детство и отрочество великого учёного, о его духовном становлении. Из фильма студенты узнали об учёбе будущего Ломоносова в Германии, о возвращении на родину и поступлении на службу в Академию наук в Санкт-Петербурге. Фильм «Академия» познакомил ребят с первыми годами деятельности Ломоносова в стенах Академии наук.