Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Киргизии открылись курсы РУДН по повышению квалификации преподавателей русского языка
14.10.2016
В Российском центре науки и культуры в Бишкеке открылись курсы повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы. Курсы проводятся специалистами Российского университета дружбы народов (РУДН)..
В них принимают участие свыше 30 педагогов республиканских вузов и учителей школ Бишкека и Чуйской области.
Специалисты российского вуза - заместитель директора школы образовательной подготовки мигрантов РУДН Елена Лаврова и заведующая кафедрой русского языка факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Анна Иванова - подготовили для слушателей курсов программу, включающую лекционные и практические занятия по вопросам формирования коммуникативных компетенций и межкультурной коммуникации в полиэтнической среде, лингвистических, социологических и лингвокультурологических подходов в обучении русскому языку как неродного и иностранного, использования интерактивных и мультимедийных технологий при организации обучения.
В подарок библиотеке РЦНК в Бишкеке российскими преподавателями были переданы учебно-методические издания по русскому языку, разработанные РУДН.