Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре Пизанского университета состоялась встреча с ректором Нарынского государственного университета (Киргизия) проф. Дамирой Омуралиевой, которая рассказала пизанским студентам о системе обучения в Киргизии и о значении русского языка для культуры и жизни страны.
Был также показан краткий фильм о Киргизии, её городах, истории и традициях. В заключение исследовательница Нарынского университета Жылдыз Иманалиева прочитала лекцию о русско-киргизских культурных связях и о великом писателе Чингизе Айтматове.
Мероприятие вызвало большой интерес у студентов, которые задавали вопросы и имели возможность общаться с почётными гостьями на русском языке.