Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя русского языка в Болгарии поделились опытом
09.07.2015
3 июля 2015 года в Шумене состоялся семинар на тему «Обучение русскому языку как иностранному в средних школах Болгарии». В его работе приняли участие 27 учителей русского языка, работающих в основных, средних и профессиональных школах города и региона.
Руководитель Школы повышения квалификации учителей средних школ при Русском центре МКИ «Столичная библиотека» Виолета Миланова провела занятие «Контроль в процессе обучения русскому языку как иностранному. Виды и формы контроля». Особое внимание было уделено организации контроля и критериям оценки творческих письменных работ. Был проведён практикум по созданию тестовых заданий. К представленному в презентации теоретическому материалу были подобраны подходящие иллюстрации и примеры.
Учителя поделились практическим опытом в осуществлении контроля на уроках русского языка как иностранного и высказали своё мнение о проведении итоговых экзаменов по русскому языку в конце седьмого и восьмого классов, а также о едином государственном экзамене по русскому языку. Слушатели получили материалы, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей работе.