Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Курсы повышения квалификации в Педагогическом институте Иркутского госуниверситета
23.01.2015
С 12 по 19 января 2015 года в Педагогическом институте Иркутского госуниверситета проходили курсы повышения квалификации учителей русского языка как иностранного из Монголии. Грантовую поддержку в проведении мероприятия оказал фонд «Русский мир». Вели занятия преподаватели Педагогического института И. В. Бойко и О. В. Винокурова. Слушатели — учителя русского языка из самых разных районов Монголии, а также руководитель методического отдела по работе с зарубежными странами Института повышения квалификации учителей Министерства образования Монголии и руководитель отдела по работе с зарубежными странами Министерства образования Оронского аймака (г. Эрденет) — всего сорок человек. Стаж работы — от одного года до двадцати шести лет.
Основная цель работы курсов заключалась в активизации навыков разговорной речи учителей, пополнении их словарного запаса современной лексикой, знакомстве с реалиями современной России. По окончании работы курсов всем слушателям были выданы удостоверения о повышении квалификации.