Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международный семинар «Лингвистические и методические стратегии обучения иностранцев русскому языку как средству межкультурной коммуникации»
21.09.2006 - 30.09.2006
Место проведения: Россия, г. Иркутск
В ходе работы семинара предполагается обсудить следующий круг проблем:
Лингвистика, культурология, лингвокультурология.
Межкультурная коммуникация в методике преподавания РКИ.
Лингвистика в методике преподавания языков.
Билингвальные модели обучения.
Интерязык и его функционирование.
Ответственный секретарь оргкомитета:
доктор филологических наук, профессор, Рогозная Нина Николаевна.
Телефоны для справок: (395-2) 42-67-70; (395-2) 29-44-64
E-mail: rogoznaya@id.isu.ru