Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
10-й международный конгресс ISAPL «Проблемы информационного общества и прикладная психолингвистика»
26.06.2013 - 29.06.2013
Место проведения: г. Москва
Организаторы: Международное общество прикладной психолингвистики (ISAPL). Российский университет дружбы народов. Институт языкознания РАН.
- Язык и познание.
- Производство и восприятие речи. Чтение и письмо.
- Овладение языком. Изучение иностранного языка.
- Билингвизм и мультилингвизм.
- Психолингвистические проблемы перевода.
- Невербальные компоненты коммуникации.
- Семиотика и психолингвистика.
- Понимание, эмоции, память в общении.
- зыковые нарушения и патологии речи. Фоноаудиология (Phonoaudiology).
- Психолингвистика и манипуляция сознанием: Язык и власть. Политический дискурс.
- Язык и образование. Психопедагогика языка (Psychopedagogy of language). Убеждение в коммуникации и образовании.
- Язык и социальный контекст. Анализ дискурса. Диалог.
- Методология психолингвистики применительно к анализу литературных текстов.
- Новые проблемы чтения/письма, связанные с появлением компьютеров. Последствия пользования компьютером (Интернетом).
- Психолингвистический взгляд на средства массовой информации (СМИ). Этические/негативные аспекты общения посредством СМИ.
- Влияние психолингвистики на развитие информационных технологий.
- Воздействие культуры и общества на язык.
- Транснациональные/транскультурные проблемы в современном обществе.
- Прочее (пожалуйста, предложите другие возможные темы для обсуждения с кратким их обоснованием).
E-mail: ISAPL_congress@inbox.ru