Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международный научно-практический семинар «Лингводидактическое тестирование»
26.01.2009 - 06.02.2009
Место проведения: г. Москва Организатор: Министерство образования и науки РФ, Головной центр тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку, Российский университет дружбы народов
В программе обучения: новое в теории и практике тестирования; новые направления в системе организации высшего образования в соответствии с образовательными системами стран-участников «Болонского процесса»; деятельность ALTE, европейский языковой портфель как средство поддержания изучения языков и межкультурного общения на всех уровнях; развитие системы тестирования в России и за рубежом; функции, принципы контроля в форме тестов; основные понятия теории тестов; система управления ТРКИ и вопросы ее совершенствования; формат сертификационных экзаменов и ценовая политика в области тестирования; кредитная система в образовательной политике европейских стран: новации в обучении и организации контроля за качеством обучения.
По окончании семинара выдается удостоверение, дающее право проводить тестирование в рамках Российской государственной системы тестирования.