Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Методическая мастерская «Русский язык в компьютерном классе» для преподавателей курсов русского языка РЦНК в Европе
25.09.2008 - 26.09.2008
Место проведения: г. София (Болгария) Организатор: РКИЦ в Софии, РУДН
Мастерская проводится при содействии Министерства образования и науки Республики Болгария и Посольства РФ в Болгарии.
Предполагаемые темы обсуждения:
Методика преподавания РКИ в условиях глобального информационного общества;
Компьютерная лингводидактика: теория и практика. Новые приоритеты в теории обучения иностранным языкам;
Технологии гипермедиа как основа электронного учебника;
Инновации в методике преподавания языка и современные информационные технологии;
Методология создания электронных образовательных ресурсов нового поколения повышенной мультимедийной и интерактивной функциональности;
Инструменты электронной педагогики: интерактив, мультимедия, моделинг, коммуникативность, производительность;
Компьютерные учебники нового поколения;
Новая методология подготовки преподавателя РКИ для работы в современном инфокоммуникационном пространстве.
По итогам работы семинара слушателям будут выданы сертификаты государственного образца.
Во время работы мастерской будет организована видеоконференция по вопросам преподавания русского языка в Болгарии.
Также будет организована выставка учебно-методической литературы, на которой можно будет ознакомиться с новыми учебниками и учебно-методическими пособиями по РКИ.
Регистрационный взнос не требуется.
Проезд и проживание за счёт направляющих организаций или участников мастерской.
Убедительная просьба сообщить об участии в семинаре до 10.09.2008 г.