Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников»
26.09.2008 - 27.09.2008
Место проведения: г. Воронеж (Россия) Организатор: Воронежский государственный педагогический университет, Центр русского языка ВГПУ
Планируется обсуждение следующих проблем.
1. Актуальные проблемы состояния и развития русского языка в современных социокультурных условиях.
Особенности развития русского языка на рубеже ХХ–ХХI вв. (на всех уровнях языковой системы и во всех социальных и функционально-стилистических разновидностях).
Русский язык как сокровищница духовных традиций русского народа.
Современная языковая ситуация и проблемы культуры речи.
Динамика языковой нормы и вопросы кодификации русского литературного языка.
Проблемы лингвоэкологии в современных социокультурных условиях.
2. Лингвокультурная ситуация в России начала XXI в. и современное школьное образование в области родного русского языка.
Состояние и проблемы современного школьного образования в области родного русского языка.
Современные стандарты школьного филологического образования.
Учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка в средней школе.
Проблемы формирования языковой личности школьника в современных социокультурных условиях.
3. Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников в современных социокультурных условиях.
Содержание вузовского филологического образования по педагогическим специальностям.
Особенности подготовки учителей-словесников в условиях модернизации российского образования.
Формирование языковой личности будущего учителя.
Формы и методы повышения квалификации учителей-словесников в современных условиях.
В рамках конференции планируется работа круглого стола «Проблемы лингвоэкологии современного российского города».
Адрес: Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина 86, Воронежский государственный педагогический университет, кафедра русского языка
Телефон: (4732) 64–44–17 (кафедра русского языка).
E-mail: conf-2008@yandex.ru