Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
II Международная научно-методическая конференция «Теория и практика преподавания РКИ: достижения, проблемы и перспективы развития»
15.05.2008 - 16.05.2008
Место проведения: Белоруссия Организатор: Министерство образования Республики Беларусь, МАПРЯЛ, Белорусская общественная организация преподавателей РКИ, Белорусский государственный университет
Конференция будет проводиться в рамках III республиканского фестиваля иностранных студентов «Дни русского языка и белорусской культуры» (14−17 мая 2008г.).
Во время работы конференции планируется обсудить следующие проблемы.
Русский язык в современном мире и на постсоветском пространстве: проблемы функционирования, развития и преподавания.
Актуальные проблемы современной теории и практики преподавания русского языка как иностранного в вузах Республики Беларусь и ближнего зарубежья.
Лингвистические и психолингвистические основы обучения РКИ.
Лингвокультурологический, социокультурный и этнопсихолингвистический подходы в преподавании РКИ.
Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. Теоретические основы современных учебно-методических комплексов.
Проблемы профессиональной подготовки/ переподготовки преподавателей русского языка как иностранного.
Телефоны: +375 (017) 200–71–13 (кафедра теории и методики преподавания русского языка как иностранного); +375 (017) 258–79–74 (Лебединский Сергей Иванович).
E-mail: natalya_shibko@mail.ru (Шибко Наталья Леонидовна).