Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Белоруссии названы победители конкурса «Хрустальная чернильница. Булгаковский урок»
17.10.2016
В Минске подведены итоги международного конкурса педагогического мастерства «Хрустальная чернильница. Булгаковский урок».
Международное жюри конкурса, в состав которого вошли учителя-методисты, преподавательско -профессорский состав высшей школы, известные писатели, под председательством профессора, декана филологического факультета Белорусского государственного университета И. С. Ровдо подвели итоги конкурса.
Дипломы первой степени и хрустальные чернильницы в золоте получили учитель-методист из Донецка Татьяна Лутова (МОУ «Специализированная школа с углублённым изучением гуманитарных дисциплин № 18», Украина, Донецк) и Ольга Погребан, учитель русского языка и литературы из Минска (ГУО «Гимназия № 18», Белоруссия, Минск).
Дипломы 3 степени и хрустальные чернильницы в бронзе завоевали Дьёрдь Мады Бенце из двуязычной гимназии им. Кереши Чома Шандора (Венгрия, Будапешт) и учитель русского языка из Латвии Татьяна Ильина (профессиональная средняя школа Sigma, Латвия, Рига).
Жюри не присудило никому дипломы второй степени. Символично, что тематика конкурсных уроков в следующем году – поэзия Серебряного века. Хрустальная чернильница в серебре ждёт своего обладателя в следующем, 2017 году. Награждение прошло в торжественной обстановке в городской ратуше Несвижа.