Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Пльзене завершились семинары «Использование ИКТ в преподавании русского языка»
19.12.2014
В Русском центре в Пльзене прошёл курс об использовании информационных технологий на уроках русского языка. Всего в конце ноября и начале декабря состоялось четыре таких семинара для будущих учителей русского языка Западночешского университета.
Студенты-русисты обсуждали эффективное использование видеоматериалов для формирования языковых навыков, интернет-ресурсов, онлайн-курсов и пр. Отдельные семинары были посвящены методике веб-квеста, мобильным технологиям, использованию интерактивной доски и другим современным техническим средствам.
Автор курса — кандидат филологических наук, преподаватель Западночешского университета в Пльзене и методист Русского центра Варвара Головатина. Слушатели курса — это, прежде всего, студенты кафедры русского и французского языков педагогического факультета ЗЧУ в Пльзене.
Инициатива провести такой курс принадлежит Русскому центру и кафедре русского и французского языков. Цель — улучшить качество подготовки молодых учителей русского.