Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Санкт-Петербурге прошли памятные мероприятия, посвящённые 170-й годовщине дуэли на Чёрной речке, на которой погиб великий русский поэт. Центральным событием стала торжественная передача Всероссийскому музею Пушкина Большой золотой медали Императорского лицея. Медаль передана в дар Клотильдой фон Ринтелен (на фото – с директором музея Сергеем Некрасовым), праправнучкой поэта и праправнучкой императора Александра II. Большая золотая медаль Императорского лицея была утверждена в 1817 году и выдавалась лучшему выпускнику на каждом курсе. Первый раз её вручили соученику Александра Пушкина – Владимиру Вольховскому.