Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
28 апреля руководитель Русского центра при Улан-Баторском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Максимова была приглашена в среднюю школу № 5 на мероприятие в честь празднования Дня Победы. Учителя русского языка подготовили большой концерт, в котором приняли участие учащиеся с четвертого по одиннадцатый классы.
Участники концерта исполняли песни военных лет «Катюша», «День Победы» и читали стихи на русском языке. Стоит отметить, что в монгольской школе, где русский язык преподают всего два раза в неделю и только с седьмого класса, учащиеся поют и читают стихи на русском языке.
Руководство школы, педагогический коллектив и учащиеся заинтересованы в изучении русского языка и при содействии Российского центра науки и культуры решают вопрос об открытии кабинета русского языка в школе.