Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
XIV Всероссийская научно-практическая конференция словесников «Классика и современность»
26.02.2009 - 27.02.2009
Место проведения: г. Екатеринбург Организатор: РОПРЯЛ, Уральское отделение РАО, Уральский государственный педагогический университет, Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»
На конференции предполагается работа по следующим направлениям:
• русская и зарубежная классика: опыт современного прочтения;
• русская литература в современном культурном пространстве;
• рецепция классических произведений школьниками и новые подходы к изучению «программных» текстов;
• русская литература и национальные литературы России – проблемы взаимодействия;
• изучение новейшей литературы на школьных уроках;
• филологические традиции и новые технологии в методике преподавания литературы;
• современный урок литературы: методические формы и приемы.
Виды участия в работе конференции.
Круглые столы по перечисленным направлениям:
- выступление с докладом (не более 30 мин.);
- участие в дискуссии (10 мин.).
Работа секций:
- выступление с докладом (10–15 мин.);
- обсуждение докладов (не более 5 мин.).
Доклады участников круглых столов и тезисы секционных выступлений будут опубликованы в сборнике материалов конференции, а также помещены на сайте ИФИОС «Словесник» (http://slovesnikural.narod.ru/).