Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международный научно-практический семинар «Методика обучения русскому языку мигрантов, детей новых соотечественников»
26.01.2009 - 06.02.2009
Место проведения: г. Москва Организатор: Министерство образования и науки РФ, Российский университет дружбы народов
Программа семинара включает следующие темы: языковая государственная политика РФ; планирование занятий по РКИ; инновационные технологии в преподавании русского языка; интенсивные методы обучения русскому языку; методика изучения русского языка в игре: теоретический и практический аспекты; электронные учебники по русскому языку для национальных школ; русский язык для детей соотечественников, проживающих за пределами России; методика сохранения русского языка в семьях зарубежных соотечественников; психологические основы билингвизма в аспекте речевой деятельности; детская литература на уроке русского языка; страноведение на уроке русского языка; золотые страницы русской истории и культуры; лингвострановедческие мультимедийные словари; традиции и обряды русского народа как средство приобщения иностранца к русской культуре; русский речевой этикет; и др.