Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
23 ноября – 6 декабря 2009 г. будет проходить Международная научно-практическая интернет-конференция «Русский язык@Литература@Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом»
30.11.2009
23 ноября – 6 декабря 2009 г. филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова при содействии РОПРЯЛ проводит на веб-портале «Русский язык для всех» Международную научно-практическую интернет-конференцию «Русский язык@Литература@Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом» (http://world.russianforall.ru/conf)
Программа конференции
Семинар. Расширение каналов восприятия информации в обучении русскому языку и культуре
Всероссийский семинар секции новых технологий РОПРЯЛ «Расширение каналов восприятия информации в обучении русскому языку и культуре»
Руководитель: проф. Г.В. Колосницына
Секция 1. Русский язык в странах мира
Секция 2. Проблемы межкультурной коммуникации. Языковая картина мира
Секция 3. Русский язык и литература в российской и зарубежной школе
Секция 4. Сопоставительное изучение языков, литератур и культур
Секция 5. Проблемы лингводидактического описания и преподавания русской фонетики, лексики, грамматики
Секция 6. Художественный текст в иностранной аудитории
Секция 7. Проблемы лингводидактического тестирования
Секция 8. Информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания РКИ
Секция 9. Проблемы современного учебника русского языка
Секция 10. Лингвокультурологический аспект в преподавании русского языка как иностранного
Секция 11. Проблемы изучения и преподавания русского языка в специальных целях
Секция 12. Преподаватель и учащийся в современном образовательном пространстве
Круглый стол. Русский язык как родной, второй и иностранный: динамика ситуации в регионе и актуальность создания новых учебников
Мастер-класс. Компьютер на уроке русского языка
Мастер-класс. Из опыта работы преподавателей
Конкурс творческих работ и проектов
Ознакомиться с комплектом информационных материалов можно на сайте конференции в разделе «Информационное письмо».