Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается типологическое сходство философских идей Н. Заболоцкого, отраженных в творчестве поэта, и основных положений социально-политической доктрины русского евразийства. Особое внимание уделяется анализу поэтического цикла «Рубрук в Монголии», дается его сопоставление с переложением «Слова о полку Игореве» как единственных произведений, в которых поэт обратился к использованию исторического материала. Автор отмечает, что языковая модернизация описания бытия монголов, проделанная Заболоцким в «Рубруке…» и восходящая к реалиям СССР, была направлена на преодоление концепции исторического прогресса и утверждение универсальности существования человека. Характер подобной модернизации позволяет сделать заключение о том, что Заболоцкий рассматривал современную ему Советскую Россию исторической преемницей Золотой Орды.
Взгляд Заболоцкого на СССР, заданный в «Рубруке…», полностью отвечает представлениям евразийцев, которые напрямую связывали генезис русского государства с «монгольским наследием», а также утверждали, что большевики, создавшие новую русскую государственность, выполняют ту же функцию, что некогда монголы. Заболоцкий также дал описание бытия монголов при помощи понятий, семантически близких категориям евразийского учения о социальной структуре.