Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
с 28 по 30 мая 1992 г. в Пекинском университете проходила Всекитайская конференция по проблемам преподавания и исследования русской грамматики. Конференция была организована Пекинским университетом и Северовосточным педагогическим университетом в соответствии с планом научной деятельности Китайской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (КАПРЯЛ). 46 делегатов представляли более 30 вузов, имеющих факультеты или кафедры русского языка. Всего же вузов, в которых преподается русский язык, -в Китае более 60. По численности изучающих русский язык или владеющих им эта страна занимает одно из ведущих мест в мире и первое в Азии. Зарубежные гости представляли Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко.