Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Комплексность означает прежде всего многоаспектность. Из этого следует, что комплекс создается неразрывным единством ряда аспектов (элементов). Характер этого единства определяется философской категорией «часть и целое», т. е. ведущую роль играют качества и свойства комплекса. В данном случае как комплексное явление рассматривается практическое обучение языку. В него входят наряду с разными видами речевой деятельности и формами речи также элементы разных уровней языковой системы, т. е. разные аспекты речи и разные аспекты системы языка. Таким образом, аспектность в преподавании иностранного языка выступает в двух планах: в одном случае речь идет о видах речевой деятельности, в другом — о разделах знаний о системе языка.