Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Эта статья рассказывает о выдающемся педагоге-демократе и организаторе народного просвещения в России, отце В. И. Ленина Илье Николаевиче Ульянове. В 1970—1979 годах в Москве вторым изданием вышла серия документальных повестей под общим названием «Семья Ульяновых». Каждому члену семьи посвящено монографическое повествование. Об Илье Николаевиче рассказывает повесть Н. Ф. Григорьева «Отец». По крупицам собирал писатель новое, тщательно анализировал все известное, написанное об И. Н. Ульянове. В книге сделана попытка по-новому рассказать об этом незаурядном человеке, выдающемся педагоге, воспитателе блестящей плеяды революционеров Ульяновых. Публикуемый очерк написан по материалам повести «Отец».