Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Размеры журнальной статьи не позволили автору затронуть некоторые проблемы, связанные с разработкой учебного грамматического материала в практическом курсе русского языка. К числу таких проблем относятся построение системы упражнений с грамматической направленностью, формирующих умения и навыки в определенных видах речевой деятельности, контроль грамматических умений и навыков, учет родного языка учащихся в построении системы работы с грамматическим материалом и др. Однако рассмотренные в данном материале вопросы позволяют сделать вывод, что реализация коммуникативно-деятельностного подхода в разработке учебного грамматического материала открывает большие возможности для совершенствования системы преподавания русского языка как иностранного.