Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Конец июня текущего года ознаменовался большим событием в жизни советских просвещенцев: 28—30 июня в Москве, в Кремлёвском Дворце съездов, состоялся Всесоюзный съезд учителей. В его работе принимали участие около 4 тысяч делегатов, съехавшихся в столицу со всех концов Советской страны; они были посланцами почти 4,5-миллионной армии учителей и других работников просвещения. В течение трёх дней на съезде проходило деловое и всестороннее обсуждение задач работников народного образования по выполнению решений партии и правительства о школе. Забота о школе, об образовании поколений стала поистине всенародным делом.