Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Комментарий к Международному симпозиуму «Язык и специальность: обучение русскому языку студентов-нефилологов». Баку, 28 ноября — 4 декабря 1977 года. Преподавание русского языка иностранным студентам разных специальностей ведется в Советском Союзе и за рубежом на протяжении уже более четверти века. Все возрастают потребности в знании русского языка и среди зарубежных специалистов в различных областях науки и техники. Накопленный опыт обучения русскому языку студентов неязыковых вузов требует своего научного осмысления и прежде всего выявления тех проблем, решение которых будет способствовать принципиальному улучшению преподавания русского языка в названной аудитории. Международный симпозиум «Язык и специальность» наглядно продемонстрировал основной круг вопросов, подлежащих обсуждению и решению.