Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Одной из нерешенных проблем методики преподавания иностранных языков является неравномерность развития речевых навыков, появление периодов временного спада в их формировании. Это явление находит объяснение в физиологии и психологии. Согласно учению И. П. Павлова, всякий возникающий в коре очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Временные спады — общее правило развития всех речевых навыков. Наблюдения за практикой преподавания русского языка как иностранного показывают, что это общее правило развития всех навыков особенно наглядно проявляется на начальном этапе обучения. Установить и объяснить ряд закономерностей, имеющих место в процессе формирования навыков, помогает график становления навыков.