Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках празднования Дня российской науки и 183-летия со дня рождения гениального русского учёного-энциклопедиста Дмитрия Ивановича Менделеева 7 февраля в Российском культурном центре в Тель-Авиве на курсах русского языка для детей состоялся тематический урок.
Юные израильтяне познакомились с биографическими материалами о Д. И. Менделееве, в которых раскрываются все стороны научной и общественной деятельности гениального ученого в самых различных областях науки и культуры.
На уроке также был показан видеофильм, в котором Д. И. Менделеев предстаёт не только как великий учёный, но и незаурядная личность с широким кругом интересов, в том числе в области искусства и литературы.