Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В конференц-зале Русского центра Варненского свободного университета им. Черноризца Храбра прошёл третий семинар «Языки знания». И в этом году организаторами семинара стали Русский центр и Департамент обучения иностранным языкам.
Междисциплинарный научный форум был посвящён теме «Зачем и как [не] писать диссертации».
Участники семинара – преподаватели, аспиранты и студенты – обсуждали философско-лингвистические проблемы, связанные с разработкой и представлением диссертаций и, в более общем плане, научных текстов.
Ведущий семинара преподаватель Пётр Петров коротко ознакомил участников с работой доц. д-ра Ивайло Лазарова «Нарративный диссертационный дискурс как своеобразный "текст максимума"». А доц. д-р Калоян Смилков подчеркнул вклад диссертаций в развитие идей в рамках научного сообщества и их значение для науки в целом.
В конце семинара была представлена возможная тема для четвёртого семинара «Языки знания» – «Облачные технологии и языковое обучение».