Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках 15-летнего юбилея русско-немецкого детского сада «Умка» педагоги и воспитанники провели при поддержке Русского центра Общества русскоязычных родителей и педагогов Берлина МИТРА праздничный концерт для своих гостей и друзей.
Поздравить ребят пришли также ученики из Международной школы им. Ломоносова (Тиргартен), а также воспитанники русско-немецкого детских садов «Почемучка» и «Золотой ключик».
Особенным для всех гостей событием стало присутствие выпускников самой первой группы «Умки», которые 15 лет назад впервые пришли в только что открывшийся детский сад. В беседе с Русским центром, они с удовольствием поделились своими приятными воспоминаниями о былых временах и рассказали о планах на будущее.