Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Место проведения: Россия, г. Санкт-Петербург Организатор: Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ); Санкт-Петербургский государственный университет;при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» и Благотворительного фонда В.Потанина
Фестиваль проводится в рамках долгосрочной программы «Русский язык и современная Россия».
Главная задача фестиваля «Русское слово» - привлечение внимания общественности к состоянию современного русского языка, пробуждение интереса к русской культуре и русскому языку - языку национального единения и межнационального общения.
В рамках фестиваля пройдет конкурс на лучшее владение русской речью, цель которого - раскрыть творческий потенциал его участников, дать им возможность продемонстрировать свои знания русского литературного языка и умение пользоваться всем его богатством и выразительностью.